Случаи, когда авиакомпания была вынуждена отменить все рейсы разом, в истории авиации вряд ли случались. Видимо, именно по этой причине в действующем законодательстве Российской Федерации не было прописано четких правовых мер, как действовать пассажирам и авиакомпаниям в таких случаях.
Давайте разберемся, какую ответственность все-таки несет перевозчик за отмену авиарейса.
На сегодняшний день в судебной практике можно найти дела, связанные со спорами пассажиров и авиаперевозчиков в случае единичной отмены рейса. Какие действия предпринимать здесь, – более или менее понятно. По факту это выглядит так: пассажир в судебном порядке помимо полной стоимости авиабилета получает также некоторую денежную сумму в качестве моральной компенсации или неустойки. Зачастую эта сумма превышает стоимость билета в 3-4 раза.
Однако применима ли такая практика после того, как 23 марта 2020 года государством в связи с пандемией был введен запрет на авиарейсы?
Выходит, что перевозчик был вынужден отменить рейс не по своей вине. При этом он не только не получил никакой прибыли, так как вернул стоимость всех билетов пассажирам, но и обязан, согласно вышеупомянутой судебной практике, выплатить каждому пассажиру неустойку. Причем речь идет не об одном рейсе, а обо всех, которые уже на данное время были запланированы.
Сумма получается далеко не маленькая. Доходит до того, что на сайтах перевозчиков появляются комментарии, рекомендующие для возмещения пассажирам денежных средств за отмененные рейсы продавать самолеты. При таком раскладе выход у владельцев авиакомпаний один: после продажи самолетов и возмещения «долгов» гражданам объявить себя банкротом. А это значит неминуемый конец всей гражданской авиации в стране.
Следует обратить внимание на тот факт, что все-таки авиакомпании отменяли свои рейсы не по собственной воле, а в силу необходимости, диктованной безопасностью граждан и распоряжением Правительства. Эти обстоятельства приводят к тому, что и ответственность за отмену перелетов, описанная выше, с кратным возмещением морального вреда, в данном случае не может быть применена.
Несмотря на вроде бы очевидность ситуации, против владельцев авиакомпаний еще во время действия мер по ограничению полетов были подготовлены коллективные иски. Дабы заручиться большей поддержкой со стороны граждан, в социальных сетях даже создавались специальные группы.
Кто же все-таки прав в данной ситуации, и как действовать пассажирам в случае отмены рейсов из-за пандемии?
В связи с разыгравшимися обстоятельствами в действующее законодательство РФ, регулирующее деятельность авиакомпаний, в июне 2020 года был внесен ряд изменений. Согласно данным изменениям, Правительство снимает с перевозчиков все обязательства по договорам перевозки, либо существенно меняет их условия, если в стране объявлен режим повышенной готовности, ЧС или иные ограничительные меры.
Как это отразится на пассажирах?
Каждый случай правительством будет рассматриваться отдельно, после чего будет разрабатываться индивидуальный порядок возврата перевозчиками денег за авиабилеты на рейсы, которые были отменены не по вине авиакомпании. Иными словами, пассажиры не смогут получить причитающиеся им денежные средства на основании закона и утвержденных новых правил, которые вступили в силу с 7 июля 2020 года.
Согласно этим поправкам в законодательство, денежные средства, уплаченные пассажиром за билет на рейс, который был отменен не по вине перевозчика, будут оставаться в распоряжении авиакомпании в течение 3-х лет. В этот период пассажир имеет право воспользоваться ими для оплаты другого рейса в рамках этого перевозчика и для оплаты дополнительных расходов.
Пассажир может не воспользоваться данными средствами на протяжении этого срока. Тогда, спустя 3 года, деньги будут возвращены ему с процентами согласно ставке Центрального банка. Данные правила не распространяются на такие категории граждан, как многодетные семьи, ветераны Великой Отечественной войны и инвалиды. Такие случаи рассматриваются индивидуально.
Что же будет с судебными исками после внесения таких изменений?
Хотя новые правила вступили в силу с июля 2020 года, они распространяются на отношения по договорам, заключенным между авиакомпаниями и пассажирами: с 1 февраля 2020 года для перелетов в КНДР, с 18 марта – на все другие направления. Проще говоря, это закон обратного действия, который как бы задним числом избавляет авиакомпании от ответственности за неисполненные обязательства по договорам. А, значит, по всем поданным искам, в том числе коллективным, последует правомерный отказ.
Конституционность ситуации
Согласно одному из постановлений Конституционного суда РФ, закон обратного действия может быть принят только в особых случаях. Но вот является ли данная ситуация особым случаем?!
И еще один момент. Что же делать, если авиакомпания все-таки объявила себя банкротом? И не выгоднее ли этот статус для перевозчика, нежели спустя три года возмещать затраты пассажирам? В рамках процедур оформления банкротства кредиторы не имеют особо надежной защиты, следовательно, выгодной компенсации не получат.
После всего выше сказанного возникает уместный вопрос: если государство собирается отстаивать интересы своих граждан, понесших финансовые потери в результате массовой отмены авиарейсов, будет ли разработан специальный комплекс мер на случай, если авиакомпания решит объявить себя банкротом?