В магазинах, особенно мелких несетевых, при покупке часто говорят: «Возврат две недели по чеку». Однако это относится только к товарам надлежащего качества, исправным и соответствующим заявленным характеристикам. Если ваши ботинки развалились после пары прогулок, но с момента покупки прошли месяцы, продавец обязан возместить вам ущерб или предложить альтернативу, поскольку качество товара не является надлежащим. По закону вы можете требовать возврата в течение двух лет. Продавец обязан вернуть вам деньги в течение 10 дней, поменять товар на аналогичный в течение недели или за свой счет отремонтировать пришедшую в негодность вещь. Потребитель может самостоятельно выбрать оптимальное для себя решение. В случае, когда требуется длительный ремонт технически сложного товара, по запросу потребителя продавец обязан временно предоставить ему аналогичный товар в течение 3 дней.
За нарушение сроков удовлетворения требований потребителя продавец обязан выплатить ему неустойку 1% от стоимости товара за каждый день просрочки. За нарушение сроков выполнения работ – 3 %.
Возврат товара, купленного в кредит
Если неисправную, некачественную вещь вы приобрели в кредит, ее тоже можно вернуть. При этом продавец обязан компенсировать вам уже внесенные вами платежи и проценты за них. Часто магазины отказывают в возврате по кредитному товару, предлагая только обмен. Им выгодно, чтобы потребитель продолжал выплачивать деньги. Но по закону вы имеете право на возврат, и, если вам навязывают именно обмен, стоит сразу обращаться в вышестоящие инстанции.
А если речь идет об услуге?
Вернуть деньги вы можете не только за некачественный товар, но и за услугу. Только кажется, что у такого дела меньше шансов на успех, потому что сломанный телевизор – материален, а неудачная косметическая процедура – нет. Если вам сделали некачественное окрашивание, пилинг, вы тоже можете обращаться в суд за компенсацией. В качестве доказательств будут использоваться чеки, фотографии, показания свидетелей и отчеты независимых специалистов, а также справки от врачей (подтверждающие нанесение ущерба вашему здоровью).
Порядок действий для пострадавшего
Если вас не удовлетворяет качество товара или услуги, в первую очередь нужно обратиться к продавцу или в фирму, услугу оказавшую. Многие вопросы решаются уже на этой стадии (по крайней мере, если фирма дорожит репутацией). Но если устное обращение было безрезультатным, можно перейти ко второму шагу – составлению претензии.
В ней нужно указать:
- где и когда вы приобрели товар;
- его полное описание;
- причины, по которым вы хотите осуществить возврат или обмен.
Хорошо, если есть возможность приложить к претензии чек. Однако, если он не сохранился, ничего страшного. Если продавец откажет вам из-за отсутствия чека, он по закону не прав. Вместо чека можно приложить к претензии заводскую упаковку товара, гарантийный талон, паспорт изделия.
Составлять претензию нужно внимательно, стараясь ничего не упустить, потому что продавец в возврате денег не заинтересован и будет использовать любой ваш промах в свою пользу. Лучше уже на этом этапе обратиться к юристу за помощью.
Когда продавец отказывается принимать вашу претензию, ее следует направить ему заказным письмом с описью.
Если бракованную вещь не удалось вернуть мирным путем, покупатель может искать защиты в Роспотребнадзоре, а затем и в суде. Продавца обяжут объяснить, почему претензии покупателя остались без ответа, провести экспертизу. Если дело дойдет до суда, и вина продавца будет доказана, оплата судебных издержек ложится на его плечи. Кроме того, с продавца судом взыскивается штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом потребителю.
Юристы компании Адъюта готовы помочь вам в ведении дел против недобросовестных продавцов товаров и услуг.