В прошлый раз пост в нашем блоге был посвящен сложностям работы с контрагентами и сложностям, связанным с сотрудничеством с недобросовестными партнерами.И, как мы уже говорили в прошлом материале, проверка контрагента может быть выполнена непосредственно компанией, для чего у многих имеется даже свой проверенный алгоритм. Сегодня поговорим о том, какие действия он может включать.
Способ первый: запросить документы до заключения сделки
Вам понадобятся:
- свидетельство о государственной регистрации;
- свидетельство о постановке на налоговый учет;
- устав.
Это, в принципе, основные документы. Но кроме них вы можете запросить у компании выписку из ЕГРЮЛ (и самостоятельно проверить её на сайте ФНС) и справку по отсутствию задолженностей у контрагента по налоговым платежам. В отношении последней стоит учитывать, что регламента по срокам действия и предоставления нет, поэтому чем меньше срок от выдачи до предоставления её вам, тем лучше. Так что, если вам дали справку двухлетней давности, стоит подумать и попросить «экземпляр посвежее».
Для более доскональной проверки можно запросить сведения о численности штата, имущественном положении контрагента, составе и стоимости основных средств и пр. Все это будет принято как необходимое проявление осмотрительности при возникновении каких-либо вопросов от налоговой инспекции и судебном разбирательстве. Даже если и не возникнет – вам будет гораздо спокойнее работать, зная, что контрагент не «кинет» вас в самых «подходящий» момент.
Способ второй: воспользоваться сервисами ФНС РФ
Здесь вы можете проверить контрагента по сразу по нескольким направлениям, включая сведения касающиеся ЕГРЮЛ – получить сведения, узнать не был ли исключен данный предприниматель из ЕГРЮЛ, как недействующий, не принималось ли опубликованное решение о ликвидации, реорганизации или изменении уставного капитала и пр.
Способ третий: проверить, не банкрот ли ваш новый партнер?
Для этого рекомендуем посетить сайт Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Этот обширный портал предоставляет все необходимые данные о юридических лицах, включая сведения о стоимости чистых активов на последнюю отчетную дату.
Способ четвертый: исполнительное производство в отношении контрагента
Обязательно проверьте на сайте ФСПП России – поиск по банку данных позволяет найти практически все текущие в настоящее время данные исполнительных производств. И, кстати, этот банк представляет информацию не только об организациях, но и об индивидуальных предпринимателях.
Способ пятый: изучение картотеки арбитражных дел для установления факта неучастия контрагента в судебных разбирательствах
Для этого необходимо воспользоваться картотекой арбитражных дел на официальном сайте ВАС РФ. На сайте достаточно простая система поиска: в поле «Участник дела» ввести название, ОГРН или ИНН потенциального контрагента и кликнуть на «Найти». Спустя некоторое время будет сформирован список дел, в которых ваш контрагент участвовал. Кроме того, к ним будут приложены процессуальные документы и актуальная стадия рассмотрения дела.
Способ шестой: проверка всех лицензий
Если ваш контрагент занимается деятельностью, для осуществления которой обязательно наличие лицензии, рекомендуем проверить наличие оной. Узнать об этом вы можете, даже не запрашивая это непосредственно у контрагента, достаточно посетить сайты лицензирующих органов. Тут нужно учитывать, что для каждого вида деятельности существует свой орган, выдающий лицензию.
Способ седьмой: изучение бухгалтерской отчетности контрагента за 1 год
Бухгалтерская отчетность по закону должна быть открытой для всех заинтересованных пользователей, в числе которых не только банки и инвесторы, но и поставщики, покупатели и компании, заинтересованные в сотрудничестве. Так что, при необходимости, вы можете запросить данную информацию и составить представление о текущих делах компании.
Что можно сделать ещё?
Современный мир стал гораздо более открытым, благодаря Интернету. Есть огромное количество сайтов, порталов и каталогов, предлагающих множество данных, облегчающих сбор документов о контрагенте. В частности, существует реестр недобросовестных поставщиков. Туда попадают участники системы закупок для нужд государственных и муниципальных, ваш контрагент может таковым и не быть. Однако же, как говорится, чем черт не шутит, вдруг он там есть?
Ещё один вариант – запрос в налоговую по месту регистрации вашего потенциального контрагента. Это тоже будет фактом проявления осмотрительности.
Разумеется, неприятный шанс получения проблем с налоговой инспекцией не так уж велик, но все же он есть. Вам вряд ли захочется, чтобы ваше предприятие пошло ко дну или потеряло свою репутацию из-за того, что своевременно не была проведена проверка контрагента. Предложенных выше способов более чем достаточно для составления практически полной картины о деятельности потенциального партнера. Чем больше сведений у вас будет о компании, тем лучше для вас и вашей компании.
Если же вы боитесь допустить ошибку в проверке, что-то упустить или не обратить на что-то внимания, обращайтесь в компанию Адьюта. Мы выполним проверку контрагент в полноценно и в сжатые сроки.